Персональный сайт воспитателя МБДОУ д/с №12 «Солнышко» корпус 3 Крюковой Светланы Вячеславовны

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 25734.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Светлана Крюкова (УИ №1728934, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Консультация для родителей ВИРУС «РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

ВИРУС «РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил мно­гих молодых родителей. Все вдруг озаботились обучением чтению с двух лет, английским языком и музыкой - с трех, дальше по нарастающей: драмкружок, кружок по фото, хо­реография и так далее.

Вероятно, широкий размах этого бедствия связан с тем, что подросла генерация неработаю­щих мам с большими амбициями. Обычно это образованные женщины от 25 до 30 лет, которые или вкладывают в своего единственного ребенка все то, что они сами недополучили в детстве, или реализуют таким образом творческую энергию. Свою энергию. Бывает и наоборот. Работа­ющие мамы боятся, что из-за своей занятости не смогут дать ребенку чего-то и компенсируют отсутствие своего внимания всевозможными занятиями. Но где же золотая середина?

МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

Десять лет назад, когда толь­ко появились кубики Никитина, развивающие игры, это было так здорово, так ново! И мамы, по­лучившие отпуск на три года, с увлечением бросились в это иг­рать. Поначалу от идеи раннего развития была одна сплошная польза. Пока это не стало мод­ным.

В чем состоял принцип ранне­го обучения и развития? Играя, обучать потихонечку детишек ан­глийскому - в песенках, лепке - с кукольным театром, чтению - по вывескам. Именно в игре, так как задача была - не обучить детей предмету, а показать многообра­зие мира, научить получать удо­вольствие от интеллектуальных и творческих занятий, пообщаться с собственными детьми.

Но жестокая «тетя Мода» по­тихоньку набирала обороты, и вот уже на голову ребенка обру­шиваются бесконечные, много­численные курсы и занятия. Ма­мы удивлялись: почему малыш плачет и не хочет идти на заня­тия? Он и так устал после садика, ему домой хочется, к маме, к своим игрушкам, к телевизору, в конце концов. А его тащат на ка­кие-то совсем ему ненужные за­нятия, отрывают от мамы, а ведь он так по ней соскучился за день!

ПРИНЦИП ЧЕРВЯКА

У Дейла Карнеги встречается очень доходчивый образ: «Когда вы идете ловить рыбу, вы наса­живаете на крючок червяка. Хотя лично вы предпочитаете клубнику со сливками. Но рыба любит чер­вяков, поэтому вы предлагаете ей червяка, а не клубнику».

Давайте скажем честно: все дополнительные занятие (в боль­шинстве случаев) тешат честолю­бие родителей. Да, конечно, встречаются дети с ярко выра­женными способностями и потребностями. Эти способности надо развивать, холить и взращивать. Но большинству малы­шей хватает их занятий в детском саду. Стандартная программа средней группы детского сада включает в себя лепку, рисова­ние, музыкальные занятия, мате­матику, конструирование, чте­ние, природоведение и физкуль­туру. В некоторых садах есть еще платные уроки иностранного язы­ка и ритмики. Для маленького че­ловечка это уже немало.

Детеныш не понимает, что иностранный язык необходим для его будущей карьеры. Он любит эти уроки потому, что учительни­ца молодая и красивая («клубни­ка со сливками») и ласково с ним разговаривает. Или не любит - если учительница не нравится.

У ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕТСТВО

Беззаботное детство, напол­ненное покоем и радостным ожи­данием нового дня. Игрушки, ма­шинки, скакалочки и салочки. Со сказками, прочитанными на ночь мамой, не потому, что так надо, а потому, что так сладко сидеть у мамы на руках и не бояться. Впе­реди долгая жизнь, и всю эту жизнь предстоит учиться. А дет­ство промелькнет быстро, и пусть останутся об этом детстве чис­тые, светлые воспоминания. Ес­ли этого нет, дети, напичканные всевозможными знаниями и на­выками, но обделенные роди­тельским вниманием и любовью, рано или поздно попадают к детскому психологу. С жалобами на энурез, плохой сон, необщительность. Неконтактные, зажатые, прекрасно обученные дети. Не лишайте их такой простой радос­ти: играть, катать машинки, ри­совать каля-маля, баловаться. Это время скоро пройдет.

Конечно, все желают своему чаду только самого лучшего. Оставить ребенка в покое, чтобы он рос, как трава, - тоже не лучший вариант. Другое дело, что зани­маться с ребенком есть смысл ради его благополучия, а не для того, чтобы было что предъявить друзьям и знакомым. Ребенку нужно, чтобы вы помогли ему развиваться в его собственном темпе и сами принимали дея­тельное участие в его развитии. Ведь воспитание, в конце кон­цов, означает не воздействие, а взаимодействие, сотрудничество с ребенком. И самое главное в нем - это не притупить природ­ную любознательность ребенка и отвечать на все его вопросы. Не страшно, если ребенок научится читать, только пойдя в школу в семилетнем возрасте. Хуже, если он еще до школы потеряет инте­рес к обучению как к деятельнос­ти, которую ему навязывали с са­мого рождения. Ведь дело не в том, сколько и чего будет знать малыш, а в том, каким он вырас­тет - любознательным и творчес­ким или озлобленным занудой, который много о чем слышал, но ничего не хочет.

НЕДОСТАТКИ «РАННЕГО СТАРТА»

В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы жи­вем в «информационном общест­ве», что главным сегодня являет­ся интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать ог­ромные интеллектуальные на­грузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной ка­рьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимуще­ство. Постараемся аргументиро­вать эту позицию и проиллюстри­ровать ее конкретными примера­ми.

Мозг ребенка созревает по­степенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только потом - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно на­рушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют пре­дыдущие, - становление ребенка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток кро­ви к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов - и, соответственно, ре­бенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в дет­ском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто воз­никает у тех, кого раньше време­ни сажают за парты.

У многих детей психологиче­ское напряжение вызвано другой общей причиной - высокий ин­теллектуальный потенциал со­седствует с низким уровнем со­циализации, эмоциональной не­чувствительностью. Чтобы это­го, не дай Бог, не случилось с вашим ребенком, не забывайте, что он все-таки не объект, а субъект обучения, не ходячий «пентиум», а человечек со свои­ми вкусами, склонностями и ин­тересами.

П Р А К Т И Ч Е С К И Е  С О В Е Т Ы 

Р О Д И Т Е Л Я М

Для того чтобы родители не увлекались чрезмерно слишком ранним и чересчур «всесторонним» развитием своего чада, пси­хологи советуют им соблюдать нехитрые правила. Вот некото­рые из них.

1. Не превращайте успехи малыша в повод продемонстриро­вать перед знакомыми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне инте­ресно, а для того чтобы удивить маминых подруг.

2. Не гонитесь за модными рамками Монтессори, кубиками Ни­китина и т. д. Может быть, начать стоит с обычной детской пи­рамидки и деревянного конструктора - ведь это тоже развиваю­щие игры.

3. Сегодня существует масса развивающих методик, но вовсе не обязательно следовать принципам единственной. Выберите в каждой то, что близко и понятно вам и интересно малышу.

4. Решив заняться ранним развитием, не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок сначала освоит что-то одно.

5. Никто вам не скажет, в каком возрасте вашего ребенка на­до учить цветам или цифрам. Только вы сами можете решить, с чего начинать занятия. Главное - не переусердствуйте и не перегрузите малыша знаниями, а двигайтесь вперед посте­пенно - от очень простого к простому, от простого - к чуть бо­лее сложному.

6. Откажитесь от соблазна выделить для «развития» определен­ное время. В этих занятиях регулярность - не самое главное. Го­раздо важнее для них хорошее настроение родителей и малы­ша, увлеченность и желание «развиваться». Прислушайтесь к ребенку, который вдруг увлекся только буквами или только складыванием кубиков. Пусть он занимается тем, что ему инте­ресно, а не тем, что у вас сейчас по расписанию.

7. Не настаивайте на занятиях, если ребенок поглощен игрой в куклы или машинки. А если вас именно сейчас обуял развиваю­щий зуд, попроситесь в его игру.

8. Самая лучшая «методика» развития - общение. Ваши занятия будут односторонними, если между ними вы не будете говорить с ребенком. О чем? Да обо всем на свете...

11 января 2023 в 10:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.